Ледокол Святогор
Ледокол Красин – легенда русского флота. Судьба судна уникальна чередой подвигов, прославивших его имя на весь мир. Сооружение ледокола началось в 1916 году по заказу российского правительства в английском городе Ньюкасл. Образцом при его строительстве послужила конструкция первого в мире ледокола арктического класса «Ермак». В результате было создано более мощное судно, названное «Святогором» в честь былинного богатыря-великана. 31 марта 1917 года считается датой рождения ледокола, поскольку в этот день на нем был поднят флаг вспомогательных судов Российского Императорского флота. Героическая история судна началась ровно век назад во время спасательной операции ледокольного парохода «Соловей Будимирович». Однако условия, в которых находился в то время «Святогор», были нелегкие. Будучи захваченным англичанами в период интервенции, он был арендован для спасательных работ во льдах Карского моря. Именно тогда благодаря усилиям выдающегося дипломата Леонида Борисовича Красина и почетного инженера-кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова удалось договориться о выкупе ледокола. В 1921 году «Святогор» вернулся в Россию, а в 1927 году был переименован в Красин.
Ледокол Красин
Под новым именем в 1928 году ледокол принял участие в спасении арктической экспедиции Умберто Нобиле, пережившей катастрофу Умберто Нобиле, пережившей катастрофу гибели дирижабля «Италия». Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолет из шести стран. На счету Красина два кругосветных путешествия – в 1934 году, во время челюскинской эпопеи, и в годы Великой Отечественной войны. В период с 1941 по 1945 годы ледокол участвовал в боевых действиях в составе полярного конвоя PQ-15, обеспечивал снабжение промышленных заводов тыла на трассе Северного морского пути. На сегодняшний день «Красин» – один из немногих сохранившихся в мире кораблей – участников морских сражений Второй мировой войны. В 1956–1960 годах в городе Висмар (ГДР) была произведена модернизация ледокола, значительно изменившая его внутреннее устройство и внешний облик. В 1970–80-е годы Красин функционировал в качестве научно- исследовательского судна. Ледокол обеспечивал работу буровиков, геологов и каротажников на полярных архипелагах – Шпицбергене, Земле Франца-Иосифа и на острове Колгуев.
Ледокол-музей Красин
В 1989 году Красин был выведен из эксплуатации. В середине 1990-х годов на борту ледокола открылась первая музейная экспозиция. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 года ледокол Красин признан объектом культурного наследия. В 2002 году Министерством культуры было принято решение передать ледокол Музею Мирового океана. В 2004 году музейное судно стало его филиалом. Героическая история «Красина» в качестве действующего судна подошла к достойному завершению, а музеефикация позволяет сохранять память о подвигах во льдах Арктики. Ледокол-музей Красин собирает, изучает, хранит, экспонирует и популяризирует памятники морской истории и культуры, включающие в себя все возможное разнообразие материальных свидетельств истории освоения, изучения и природы Арктики и Мирового океана. В фондах музея – более 5000 предметов. Это образцы морской океанологической и навигационной техники, предметы морского быта, модели судов, мемориальные предметы, редкие книги, документы, фото-, видео- и аудио- материалы, карты, нумизматические и филателистические материалы, художественные произведения, предметы археологии.