Музей граммофонов и фонографов Владимира Дерябкина открыт в Санкт-Петербурге с 1997 г.. В нем представлено более 300 удивительных аппаратов принадлежащих к таким всемирноизвестным маркам, как марки Ребикова, Цимммермана, Бурхарда. Владельцем музея собраны чрезвычайно редкие граммофоны со всего мира. Здесь можно встретить великолепные образцы, которыми могли пользоваться Ф.И. Шаляпин, К.С. Станиславский.
Музей граммофонов в Санкт-Петербурге расположен в 7-10 минутах от станции метро Петроградская.
Выходя из метро вы прогуливаетесь по Каменноостровскому проспекту, с его красивыми фасадами домов. И первым на пути, на площади Л. Толстого, вас встречает «Дом с башнями» архитектора А.Е. Белогруда (Каменностровский пр. 35) с его обликом английского замка, в котором в настоящее время находится «Дом с башнями» архитектора А.Е. Белогруда.
Музей граммофонов в Санкт-Петербурге
Приближаясь к месту назначения, вы пересекаете сквер композитора А. Петрова. Это место в 2005 г. значилось в Генплане, как место «под застройку». Но по инициативе движения «Зелёная волна» музыканты, писатели и художники высадили здесь деревья. Имя скверу присвоили в честь музыканта. Скульптурное оформление представляет собой необычно выполненные музыкальные инструменты-скрипки, изображающие муз, одна из них скрипка-женщина «муза композитора». В настоящее время, сквер композитора А. Петрова, является излюбленным местом отдыха горожан, а также площадкой для проведения музыкальных концертов.
И вот мы уже у входа в музей граммофонов и фонографов Владимира Дерябкина. За небольшими закрытыми воротами, находится вход в музей. Дверь Вам открывают по звонку. Так как я пришла раньше основной группы, у меня появилась возможность расспросить администратора о деятельности музея и его основателе — Владимире Игнатьевиче Дерябкине.
Сам он по роду и духу донской казак. В прошлом артист цирка – создатель «Медвежьего театра миниатюр», где медведи выступали не в качестве трюкачей, а исполняли роль актёров. Для одного из таких сюжетов – реприз, понадобился граммофон, причём не бутафорский, а самый что ни есть, настоящий. Это и положило начало созданию будущей коллекции граммофонов, а в последующем и открытию музея.
Итак, нас встречает экскурсовод, представляясь Светланой (работает в музее уже 8 лет, она уже часть этого маленького мира звуков, о чём готова рассказывать и рассказывать) она начинает увлекательное путешествие по залам музея.
В первом помещении, экспозиция знакомит нас с историей появления фонографов, граммофонов и патефонов. Не нужно быть любителем или ценителем, чтобы проникнуться атмосферой музея. Всё продумано и сделано с душой, за что отдельное спасибо всему коллективу музея граммофонов.
Нам показали первые «пластинки» в виде восковых валиков. Первый фонограф Эдисон испытал 12 августа 1877 года. Данное громоздкое сооружение, которое обошлось изобретателю в 18 долларов, состояло из цилиндрического валика, покрытого оловянной фольгой, и усиливающей акустические волны трубы. К узкой стороне трубы была приделана мембрана с иголкой, прочерчивающей на валике борозды, профиль которых зависел от воздействующих на мембрану звуковых колебаний. Цилиндр поворачивался при помощи ручки, которая также задавала игле поступательное движение. И рождался звук. Так мы увидели прародителя современного плеера — карманного граммофона. С виду напомнил сей граммофон, больших размеров заводной будильник. Тут же мы послушали звуки шарманки, нарядно украшенной яркой вышивкой, как и весь музей, который несёт в себе много положительных эмоций. Увидели плацкартный вагон, который рассказывает нам о гастрольной жизни В. Дерябкина.
Входя во второй зал музея граммофонов первое чувство, было, будто попадаешь в небольшой цветущий сад, а вместо аромата, можно услышать звуки. Такое ощущение создают разнообразные экспонаты, выполненные как из металла, так и из дерева, украшенные рисунком и без него. И большое внимание обращаешь не только на сами граммофоны, но и на их столики, это целые «архитектурные сооружения», можно встретить модерн и даже строгие классические колонны. И здесь мы переносимся, благодаря звучанию граммофона, в 1904-1905 гг,играет композиция «На сопках Манжурии».
В третьем зале музея зраммофонов нашему взору открываются очередные «жители» музея, совершенно не похожие друг на друга. Обращает на себя внимание, шкаф, который служит и буфетом и конечно вмещает в себя граммофон. Экскурсовод просит вас догадаться, кого из живой природы он может вам напомнить? Оказывается, сову! И тут снова раздаются звуки, но теперь наш слух радует музыкальная шкатулка, конечно же необычная как и всё в этом музее. Всё услышанное не оставляет ни одного из присутствующих равнодушным.
И в завершении экскурсии в музее граммофонов нас приглашают в чайную комнату. Комната оформлена в стиле русской деревни. Здесь всё как дома, уютно и тепло. В центре комнаты вас встречает стол с чаем и сладостями. И пока вы пьёте чай, Светлана знакомит вас с русскими самоварами, которых здесь очень много. Главным из них является Граммовар, это симбиоз самовара и граммофона. А из клетки за всем происходящим наблюдает попугай! Потолок чайной комнаты украшен разноцветными фонарями, стены картинами, балалайками, иконой. Не может не обратить на себя внимания больших размеров гармонь, служащая барной стойкой. И, конечно, импровизация русской печи. С приятным чувством и отличным настроением нас снова приглашают в гости.
В музее граммофонов и фонографов Владимира Дерябкина помимо основной экскурсии «Рождение звукозаписи», вам могут предложить столь популярную на сегодняшний день Игру в мафию. Так же здесь можно провести собственное праздничное мероприятие, а так же деловой обед и семейный ужин.
Впечатление от посещения музея граммофонов в Санкт-Петербурге только положительное! Коллектив музея граммофонов небольшой и гостеприимный, радушно встречающий вас.
Очень рекомендуем к посещению, довольными останутся и взрослые и дети. Здесь каждый найдёт для себя что-то интересное.