Князь Владимирский собор в Санкт Петербурге история

История, Санкт-Петербург, Храмы Соборы Религия|

В 1712 году на Петербургском острове, за Кронверком, напротив «буяна», находившегося на берегу Малой Невки, была заложена мазанковая церковь в память Успения Богородицы. В ней были еще два придела – в честь Предтечи Господня Иоанна и Святителя Мирликийского Николая. Церковь эта была построена Санкт Петербургским вице-губернатором Я.Корсаковым.

Мазанковая церковь в память Успения Богородицы

В составленном Богдановым описании Санкт-Петербурга от 1700—1750 г., с дополнениями, изданными в 1779 г. Рубаном, говорится, что приделы Успенской церкви: Рождества Предтечи Иоанна и Чудотворца Николая были освящены в 1717 г. Сама же Успенская церковь была освящена в 1719 г. преосвященным Стефаном, подворье которого находилось у самой церкви. Памятной святыней Князь-Владимирского собора являлся деревянный восьмиконечный крест, положенный под престол Успенской церкви при ее освящении. На кресте прекрасно сохранилась следующая надпись: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме пресвятой Богородицы честного и славнаго ее Успения: при державе благочестивейшего великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великая и малая белая России самодержца и при сыне благоверном цесаревиче и великом князе Петре Петровиче при внуке его благоверном князе Петре Алексеевиче, между патриаршеством, преосвященным Стефаном, митрополитом Рязанским и Муромским, в лето 1719 года индикта 12, месяца апреля в 5 д. на память св. мучеников Феодула и Агафопуда и иже с ними».

По повелению императора Петра I, который иногда присутствовал в ней на Литургии, освященная в 1719 г. церковь Успения Богородицы названа вскоре после освящения собором. В списках Санкт Петербургских соборов она занимала четвертое место после Исаакиевского.

Называлась она собором или соборной церковью Успения Богородицы на Никольской или на Большой Никольской улице. Позднее ее называли церковью Успения Богородицы на Татарской (Большая и Малая Никольские улицы позднее назывались Татарскими от татарских юрт, находившихся около мытнаго двора). Татарский переулок существовал здесь до октябрьского переворота. Было еще название «на Буяне» (острове, так названном Богдановым от купечества и бурлаков, имевших склонность к буянству) или «на Мокруше» (так называлось подверженное наводнению урочище с небольшой слободой пониже Мытного). В народе оно было известно под именем Николы Мокрого.

В 1740 г. императрица Анна Иоановна из-за ветхости Успенского собора повелела рядом с ним построить каменный собор. По сохранившемуся преданию, она хотела посвятить его Предтече Христову, имя которого носили ее отец, царь Иоанн Алексеевич, и внук, наследник ее Иоанн Антонович. Для того, чтобы освободить место для строительства, снесли ветхое подворье преподобного Стефана, отданное после его смерти преосвященному Феофилакту. Строился собор достаточно быстро. Но после смерти императрицы Анны Иоанновны работы были остановлены.

Указом от 5 апреля 1742 г. императрица Елизавета Петровна повелела завершить внешние работы по строительству Успенской церкви и подвести ее под кровлю. В 1742 г. эти работы были выполнены. Также в нем были сведены некоторые своды, поставлена большая часть стропил и часть здания покрыта железными листами.

алтари обращены на юг

19 декабря 1743 г. Священный Синод после доклада императрице обер-прокурора князя Шаховского о несоблюдении древних правил при постройке церквей, поручил преосвященному Никодиму проверить, ориентированы ли в новых петербургских церквях алтари на восток. При осмотре оказалось, что старая деревянная Успенская церковь, так же как и вновь строящаяся каменная, алтарями обращены на юг. Преосвященный Никодим доложил Синоду, что старая Успенская церковь будет разобрана, а каменную перестраивать дорого. Из-за этого строительство каменного собора было приостановлена.

В июне 1746 г. к преосвященному Феодосию от протопопа Якова Борисова с братией поступило следующее донесение: «По именному Ее Императорского Величества указу Успенская церковь Микулиным достраивалась, токмо еще несовершена и непокрыта; а на достройку материалов, яко-то: кирпичу, извести, лесу, железа на крышу и на связи осталось довольно. А ныне оная церковь не имеет никакого прикрытия, а паче впредь может вся без остатку повредиться. А старая мазанковая церковь, в которой ныне совершается божественная служба, весьма обветшала, и во отправлении священнослужения, от течи в дождевые времена, немалая обстоит нужда. К тому же от мокроты потолки и полы погнили и имеющееся в стенах между кирпичей брусье перетлело и кирпичи из стен вываливаются. Чего для страх есть немалый, чтоб во время священнослужения народу не подавило, ибо уже неоднократно потолки обваливались. А прошлого 1745 г. 9 мая, в храмовой праздник св. Николая, во время литургии от упадших в приделе подпор учинилось великое народное смятение и хотя никому напрасные смерти не причинялось, обаче от страха стоящие люди в крайнем опасении принуждены были с великой торопностью упреждая друг друга, из церкви необычно выходить, отчего и священная литургия в немалое приведена была помешательство. И о вышеписанном представляли мы в канцелярию строений, но токмо резолюции никакой и по ныне не воспоследовало, понеже в прошлых годах оная старая мазанковая церковь была осматривана и починивана по указам. Того ради ваше преосвященство, просим предстательством вашего преосвященства от Ее Императорского Величества высокоматернюю милость походатайствовать, чтобы оную новозастроенную Успенскую каменную церковь повелено было достроить. По приказу преосвященного Феодосия СПб, Дух. Консистория о достроении оной церкви с прописанием доношения причта, немедленно сообщила в канцелярию о строении промеморию».

15 апреля 1747 г. Микулин доложил императрице о достройке Успенской церкви. По образу и подобию Петропавловской соборной церкви был подготовлен чертеж церкви с колокольней. Во время доклада Ее Величество устно повелела Микулину для достройки церкви подготовить чертеж церкви с пятью главами, в соответствии с тем «как в Москве на Успенском соборе и на прочих церквах главы обыкновенно греческие бывают». Поэтому в августе 1747 г. в Кабинет Ее Императорского Величества для утверждения из Москвы были присланы чертежи Успенского, Благовещенского и Архангельского соборов, а также составленный на основании этих чертежей проект со сметой.

Между тем, 10 Августа 1747 г протопоп Иаков Борисов с братией подал в Санкт Петербургскую Духовную Консисторию следующий рапорт: «Сего августа 2 числа, в день недельный, во время отправления в Успенской церкви литургии, от упадших имеющихся в приделе подпор, учинилось великое народное смятение, от которого и божественная литургия приведена в немалое замешательство; а учинилось оное от имеющейся в помянутой церкви ветхости, и опасно, чтоб и впредь, во время отправления в той церкви священнослужения, народу не подавило бы, ибо та церковь весьма обветшала и входит в оную самая опасность и в дождевые времена имеется потолков немалая теча, от которой в отправлении священнослужения чинится крайнее помешательство. А застроенная от строений канцелярии новая каменная церковь в совершенство не приходит». По приказу преосвященного Феодосия Консистория, прислала в канцелярию строений промеморию о достройке новой и об осмотре и ремонте старой церкви.

26 Ноября 1747 г., протопоп Иаков Борисов сообщил преосвященному, что по направленной из Духовной Консистории в канцелярию строений промемории, в никольском приделе пол и потолки отремонтированы. Однако престол устроен не был. Поэтому он просил разрешить престол вновь поставить и освятить. Преосвященный разрешил с условием, чтобы престол по указу Св. Синода от 13 сентября 1734 г. имел высоту 1 арш. 6 верш. с доской, длину 1 арш. 8 верш., а ширину 1 арш. 4 верш.

9 ноября 1752 г. протопоп Иаков с братией и миряние подали преосвященному Сильвестру следующий рапорт: «Соборная Успенская церковь корпусом своим состоит мазанковая и весьма ныне обветшала и имеющиеся в стенах брусья перетлели и кирпичи из стен вываливаются и от той ветхости во время случающихся сильных ветров как стены, так и иконостас трясутся и от того обстоит крайняя опасность, чтобы во время служения народ не подавило, ибо неоднократно потолки вываливались. О чем вашему преосвященству доношение с прошением таковым, дабы ваше преосвященство о достройке каменной Успенской церкви архипастырское старание приложить изволили представлено. А от случившейся октября 22 на 23 число в ночи дикой погоды и прибылой воды в означенной Успенской церкви полы и подпоры ломало, а в приделах и иконостасы повалило и из стен в некоторых местах переплетные брусья и кирпичи выбило, от которых повреждений в оных приделах священнослужения исправлять никак невозможно. А в настоящей Успенской церкви, хотя священнослужение и совершается, но с прекрайним, чтоб оная вся не обвалилась, опасением. А пока же при помянутой Успенской церкви имеется построенная на церковные деньги караульня, в которую из вышеписанных один придельный престол и иконостас поместить и тут священнослужение отправлять без утеснения можно; того ради не соизволит ли ваше преосвященство для вышеопианных обстоятельств, из придельной Николая Чудотворца Церкви престол поставить в вышеобъявленной караульне, и священнослужение отправлять». На это и было дано разрешение.

Доведенный до куполов каменный храм стоял забытым и во время царствоваия императрицы Екатерины II. Она, как говорит предание, из окон своего дворца обратила на него внимание, и, узнав всю историю его создания, приказала достроить. 16 декабря 1764 г. Сенат, согласно повелению империтрицы, поручил полицейскому архитектору Кнобелю церковь осмотреть и доложить, в каком она состоянии и есть ли возможность ее достроить. После осмотра архитектор собщил что в ней при наружном осмотре никаких повреждений, препятствующих достройке, не обнаружено, за исключением того, что сверху выведенных стен и в перемычках, так как они стояли без кровли, от влаги кирпич пришел в негодность. Для устранения этого необходимо в некоторых местах аршина на полтора, а в других на два, кирпич заменить, а своды свести вновь. Вместе с рапортом Кнобель представил Сенату составленные им план, изображение внешнего вида фасада и смету, чтобы можно было оценить, как этот ремонт можно осуществить с повышением прочности за счет использования железа и во что обойдется достройка без учета расходов на создание иконостаса.

Сенат, рассмотрев внешний вид фасада церкви, утвердил его и послал вместе с планом и сметой, для рассмотрения и внесения дополнений главному директору Академии художеств Бецкому.

18 августа 1765 г. Сенат доложил императрице о своих решениях по достройке собора и сообщил, что на это необходимо получить из коллегии экономии двадцать две тысячи пятьдесят два руб. шестьдесят коп. Императрица на докладе сената собственноручно написала: «Церковь достроить и отпустить из коллегии экономии сумму в 22 тысячи 52 руб. 60 к. в три года по равным частям». Сенат поручил достройку церкви Канцелярии строения Ее Императорского Величества домов и садов. Получив от генерал-поручика Бецкого созданные Кнобелем планы и смету, а также и составленные архитекторами Деламотом, Ринальди, Вистом и Волковым чертежи собора со сметой Виста на 26 тысяч 87 руб. 69 коп., остановился на чертеже Ринальди, так как в нем были изрядно расположены лантернины и главы. Императрица, выслушав доклад об этом сената, 1766 г. 4 июля указала: «так как канцелярия строений весьма многими строениями обременена, то сенату определить от себя надежную персону, которой и назначенную сумму отдать». Рассмотрев поднесенные чертежи, на Ринальдиевом подписала: «быть по сему».

пожар в Успенском соборе

Наконец, 12 июня 1772 г. случившийся пожар истребил крайне ветхий деревянный Успенский собор и повредил почти оконченный Дьяковым каменный. Приход остался без храма. Преосвященный Гавриил письмом просил генерал-прокурора кн. А. Вяземского ходатайствовать пред императрицей об отпуске из конторы экономии 1 390 р. на сделание в новостроющейся каменной Успенской церкви особого придела по смете полковника Дьякова. Доклад об этом кн. Вяземского, 16 ноября 1772 г. был подтвержден императрицей. Сенат с своей стороны послал указ Дьякову о скорейшей того придела постройке, дабы надлежащая в оном служба Божия, за неимением в сем приходе другой церкви, скорее начата быть могла. В июне 1773 г, протопоп Иаков Борисов с причтом, донося преосвящкеному Гавриилу, что «в новостроющейся соборной Успенской церкви, придел, который назначен быть Успения Богоматери, строением окончен, в котором св. престол и иконостас поставлены и прочим церковным украшением убраны и к освящению имеются в готовности», просил его преосвяшенство приказать освятить придел, выдать антиминс и дозволить священнослужение. 8 сентября 1773 г. придел этот, устроенный временно при входе в собор, а не в ряду с главным алтарем, как бы следовало по плану, был освящен.

По указу сената 29 ноября 1782 г. достроение собора было поручено Санкт Петербургской казенной палате. 31 мая 1783 г. последовал именной указ императрицы на имя преосвященного Гавриила, ныне хранящийся в библиотеке Александро-Невского монастыря, следующего содержания: «Желая, чтобы начатая давно уже на петербургской стороне церковь Успения пресв. Богородицы приведена была к окончанию, мы поручаем вашему преосвященству в ведомство строение ее, с тем, что вы дела до сего строения касающияся можете присоединить в контору строения Александро-Невского монастыря. Мы будем ожидать от вас плана и сметы об окончании той церкви». В виду этого, сенат приказал казенной палате все, касающееся до строения Успенской церкви, передать в контору строения Александро-Невского монастыря.

переименование в Князе-Владимирский собор

Октября 1 дня 1789 г. собор, по исправлении всех повреждений от пожара, был освящен, но уже не в честь Успения Богоматери, а во имя св. равноапостольного князя Владимира.

Вид Князь-Владимирского собора в конце XVIII в.

Вид Князь-Владимирского собора в конце XVIII в.

Князе-Владимирский собор, не смотря на то, что строился сорок восемь лет, все-таки нуждался в ремонте и исправлении. Достопамятный архитектор собора Ф. Иванов, заложив 25 июня 1796 г. в теплой церкви в соответствие Успенскому приделу, придел во имя святителя и чудотворца Николая, в 1799 г. обновил теплую церковь. Причем образа в ней также были поновлены и отчасти даже вновь написаны. В 1802 г. в ней для пространства были устроены хоры. В 1825 году собор по наружности был весь обновлен; железная кровля его многих местах перекрыта новым железом, а в прочих переправлена. Стены, колокольня и куполы окрашены желтой, а пилястры — белой краской; находящиеся при входе в собор приделы соединены тремя прибитыми арками и отделены от холодного собора оштукатуренной с обеих сторон каменной стеной и украшенной карнизами и лепной работой стеной, в которой устроены филенчатые створные двери по бокам и филенчатые окна со стеклами. Поверх потолка теплой церкви сделаны в большую церковь хоры с вызолоченными балясами. Вместо плитного пола, во избежание сырости, во всей церкви выстлан деревянный досчатый. Придел Успенский обновлен и обогащен новыми иконами и другими принадлежностями. Вместо старого иконостаса в нем поставлен новый овальный. Придел никольский, наделенный всем необходимым, освящен 22-го июня 1824 года.

В 1839 г., спустя 14 лет после капитального ремонта собора, понадобилось исправить и перекрасить всю кровлю и штукатурку собора и пополнить его ризницу.

В 1859 году благочинный протоиерей В. Полисадов донес епархиальному начальству, что здание собора требует ремонтировки и консистория, вследствие этого, обязала причт и старосту озаботиться исправлением собора. Образовавшаяся вследствие сего строительная по исправлению ветхостей собора комиссия устроила весь собор теплым и, главное, осуществила первоначальный план собора: в 1866 г. оба придела она перенесла в ряд с главным алтарем, поместив по правую его сторону Успенский; а по левую — Никольский. Первый был освящен 15 января, второй 7 мая 1867 года. 22 сентября — день учреждения ордена св. Владимира и поэтому в этот день совершается ежегодно торжественная литургия с молебным пением св. Просветителю.

Князь-Владимирский собор, вполне отвечая своему назначению, своим величием не столько украшает, сколько подавляет окружающую его местность, представляя ее в печальном виде. Здание собора византийской архитектуры в елизаветинском стиле резко выделяется из ряда подобных ему зданий своими размерами и при них прочностью, устойчивостью и вместе легкостью и красотой архитектуры. Оно занимает собой 400 кв. саж. и имеет в длину 28 с. и в ширину 14 с., в вышину от земли до кровли 8 1/3 с., и в окружности погоном до 84 саж. Собор держит на себе пять куполов (глав) и колокольню.

Высота главного купола от земли до креста 19 с., а с крестом 21 саж., диаметр 5 саж. Высота колокольни от земли до креста 25 ‘/з саж. с крестом 27 саж.

В Князь-Владимирском соборе свободно вмещается более 3 000 чел. Внутреннее устройство его в римском стиле производит приятное впечатление верным исчислением частей, легкостью и величием архитектуры. Резонанс в соборе, по отзыву знатоков пения, превосходный.

Достопримечательности Князе-Владимирского собора

Десять евангелий великих и малых с украшениями..
Из них замечательны:.

  • а) напечатанное в 1697 г., при царе и великом князе Петре Алексеевиче благословением патриарха Кир Адриана;
  • б) большое, именуемое берлинским, в большой александрийский лист, длин. 1 арш., шириной 11 верш., напечатанное в 1689 г., и обложенное вызолоченным серебром. По преданию оно пожаловано собору императрицей Елисаветой Петровной
  • в) 4 серебряновызолоченных напрестольных креста.
  • Ковчег (дарохранительница) — бронзовый высеребряный, имеющий вид храма об одной большой главе, на которой изображена тайная вечеря и о четырех малых главах с изображением страдания Спасителя; все изображения позолочены; в середине ковчега вертоград и в нем гроб.

    В иконостасе каменном, местами вызолоченном, замечательны местные иконы Спасителя и Успения Богоматери в серебряных ризах с позлащенными венцами.

    Храмовой образ св. князя Владимира – в серебряной ризе с вызолоченным венцом. Риза устроена 4 сентября 1832 года.

    За клиросами находятся две замечательныя по идее патриотические иконы в позлащенных киотах.

  • Первая изображает св. российских великих князей, княгинь и княжен,
  • а вторая—святителей всей России.
  • Шкаф с богослужебными книгами, которых имеется большое количество. Среди книг особенно замечательны минеи за месяцы сентябрь, октябрь и ноябрь — три книги, напечатанные в два столбца, при царе и великом князе Алексей Михайловче, в царствующем преименитом граде Москве, в царской его типографии, «благословением преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов и всего освященного собора, меж патриаршества, в лето 1663 года ноября 15 дня.

    В никольском приделе:

  • Ковчег серебряный небольшого размера, вставленный в балдахин из малахитового камня.
  • Кроме того, в средней части собора находятся: люстра (паникадило) в византийском стиле — удачное подражание древности, а также образа: Владимирской Божьей Матери в серебряной ризе, Иверской Божьей Матери, списаной с чудотворной иконы Богоматери, находящейся в Иверском монастыре на Афоне и Божьей Матери всех скорбящих радость в серебряной позолоченной ризе, украшенной бисером и разными камнями. Под образом имеется надпись: «1731 г., декабря 9-го украшен сей образ серебряночеканной работой под золотом чрез тщание и радение от своей суммы спб. жителя Петра Тимофеева сына Горбунова».
  • К первой колонне, находящейся на левой стороне от алтаря, прикреплена кафедра, местами позолоченная. На этой же колонне находится образ св. Николая в позолоченной и украшенной белыми камнями ризе и образ трех вселенских учителей в серебряной ризе. На второй колонне с правой стороны находится образ св. Николая в серебяной ризе с белыми и зелеными камнями.

    На второй колонне с левой стороны два образа Тихвинской Божьей Матери; главный в серебряновызолоченной ризе, а второй в серебряной ризе. На правой колонне с правой стороны образ Знамения Божьей Матери, в серебвызолоченной ризе, убранной мелким жемчугом и шестью серебряновызолоченными венцами и образ Смоленской Божьей Матери в серебряной ризе, устроенный в 1807 г.

    На третьей колонне с левой стороны образ св. Николая Чудотворца в серебровызолоченной ризе и образ Благовещения Богоматери в серебряной ризе. В арке находится икона в серебряной ризе, изображающая Ангела-хранителя, мученицу Агриппину, св. князя Александра Невского, мученицу Евдокию и св. Петра Афонского, устроенная в 1824 году.

    Ризница Князь-Владимирского собора, как видно из составленной в 1822 г. описи имущества собора, была, благодаря вниманию царствующих особ, достаточна. Император Петр I пожертвовал в собор фелонь и стихарь, императрица Екатерина I – две фелони (одну в 1720 г., другую в 1723 г.), императрица Анна Иоанновна в 1731 г. — фелонь, а в 1735 г., фелонь и стихарь с жемчужными крестами, украшенными драгоценными камнями; императрица Елизавета Петровна в 1741 г., — фелонь, в 1750 г. — фелонь и стихарь; императрица Екатерина II — 9-го сентября 1772 г. — фелонь, а 30 сентября 1789 г. – фелонь и стихарь. 21 января 1808 г., в ознаменование своего благоволения за устройство и порядок по церкви, император Александр I пожаловал: воздухи, фелонь и стихарь, епитрахиль, набедренник, палицу, подризник, пояс, орарь, две пары нарукавниц и одежду с пеленой на аналой.

    Архив Князе-Владимирского собора

    Архив Князе-Владимирского собора преимущественно состоит из записей метрических, исповедных, обыскных и приходо-расходных за разные годы. Весьма интересен один уцелевший в нем указ 1724 г. 22-го Апреля из обретающейся при канцелярии св. синода спб. тиунской конторы соборные успенские церкви протопопу Симеону Ярмерковскому с братией: «В донесении твоем написано: прошедшего марта 14-го дня прислан к тебе указ и при нем форма примерная, который состоялся онаго же марта 2-го дня, в котором написано; велено во оном соборе иметь записные имянные книги сколько родившихся и сочетавшихся браком, и умерших, которые были священнослужителями содержаны были обстоятельно, и о том в тиунскую контору ответствовать доношением и оной Его Имп. Величества и при них форму ты получил, а о сочинении книг по означенным формам бумаге и черниле и кому оные книги сочинять для письма в оном указе не объявлено, а умерших подлинно писать невозможно, понеже у того собора погребения нет, а многие прихожане умирающих в оном соборе не отпевают и не явят, но относят для погребения к Сампсону странноприимцу и в ямскую и в монастырь троицкий Александроневского; и о вышеписанном впредь Его Имп. В-ва указов отправлении и о сочинении ныне кому книг и о бумаге и о черниле, также дабы умерших отпевать всякаго возраста и чина людей во оном успенском соборе. И по Его Имп. Величества указу и по приказу св. прав. синода велено для записи бумагу и чернила покупать из прибыльной свечной продажи без излишества, а рождающихся и сочетающихся браком и умерших в книги обстоятельно записывать того собора служителям.» Во исполнение этого указа при соборе заведены были метрические записи.

    В настоящее время на колокольне собора находятся 7 колоколов: а) большой в 308 пуд. 14 ф., вылитый, как надписано на нем, тщанием протопопа Иакова Борисова с братией в 1779 г., б) полиелейный, слитый при том же протопопе; в) вседневный; г) малые колокола: один весом 2 пуд. 10 ф., другой—2 пуда, третий 1 п. 20 ф. и четвертый 1 п. 7 фун.

    В 1864 г., по вниманию к благочестивому желанию церковного старосты Семенова, а также прихожан Князь-Владимирского собора, заявленному еще в 1861 г, Высочайше разрешено совершать ежегодный крестный ход 1 Августа из собора на р. Ждановку, по примеру прочих столичных соборов и церквей, близ вод находящихся.

    В указе от 8-го апреля 1718 г., подписанном архимандритом Феодосием, ныне хранящимся в архиве Князь-Владимирского собора, говорится, что в 1718 году к Успенской церкви приписана была часовня архангело-городского полка. Священник этой часовни Ф. Афанасьев был отдан под команду священника Успенской церкви отца Иоанна Максимова.

    В мае 1856 г., церковный староста Семенов просил владыку о приписке к собору каменной, находящеися на Пеньковом буяне в четверти версты от собора часоовни, построенной купечеством и вмещающей иконы в серебряных окладах. Эту часовню было определено приписать к собору, как ближайшему и приходскому вручить его причту и старосте иметь за ней должное наблюдение. Хранящийся в этой часовне образ св. Троицы, в серебряно-вызолоченной кованной ризе, на зиму переносится в собор.

    Великий государь царь Петр Алексеевич в феврале 1721 года указал учинить от св. синода всенародное объявление, дабы на суммы свечного сбора построить при церквях богадельни «пребывания ради нищенствующих больных, которых там и кормить по препорции доходов церкви». Св. синод 3 мая 1721 г. определил послать указ в полицмейстерскую канцелярию, дабы показано было место и каким строением, а как место показано будет из полицмейстерской канцелярии, дать ему из тиунской конторы при св. синоде позволительный указ. Как видно из документов, богадельня была построена только для двеннадцати женщин.

    Князь-Владимирское училище

    В 1806 г. в спб. епархии было три духовных училища: ямбурское, петропавловское и казанское. Затем протоиерей Князь-Владимирского собора Каменский учредил от себя четвертое князь-владимирское. Училище помещалось в его собственном доме. Живущих учеников было пятнадцать, приходящих — десять. В 1811 г. духовное училище протоиерея Каменского было переименовано министерством народного просвещения в частный институт, причем отец Каменский был назначен его директором. Институт этот в свое время пользовался большой известностью.

    Инициатива устройства благотворительного общества при церкви св. равноапостольного князя Владимира принадлежит всецело бывшему настоятелю собора протоиерею А. Светлову. Устав общества был утвержден бывшим тогда управляющим министерством внутренних дел князем Лобановым—Ростовким 26 июня 1875 года. 14 декабря 1875 г. на общем собрании учредителей общества положено было открыть приют на первый раз для десяти мальчиков. Учрежденное в приходе кавалерского собора св. равноапостольного князя Владимира благотворительное общество, состоящее под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича, вступило в 1904 г. в двадцать девятый год своего существования.

    При благотворительном обществе основан приют, имующий целью призревать, воспитывать и обучать круглых сирот, полусирот и детей беднейших семей прихода. Приют этот состоит из двух отделений: для мальчиков и девочек. Первый основан 17-го апреля 1876 года, второй 18 – декабря 1894 г. В причте обучаются следующим ремеслам: сапожному, переплетному, цветочному, картонному, щеточному, корзиночному, столярно-выпиловочному и другим. Причем для девочек, кроме избранного ремесла, обязательно обучение шитью, несложной кройке, вязанию, вышиванию и по хозяйству.

    церковно-приходская школа

    1 сентября 1902 г. при приюте была открыта церковно-приходская школа, находящаяся в ведении Санкт Петербургского Епархиального училищного Совета. Надзор за преподаванием в школе имеют: заведывающий школой священник собора Никанор Михайлович Темномеров и столичный наблюдатель за церковно-приходскими школами протоиерей А. И. Маляревский. Заведывающим обучением ремеслам и рукоделиям избран советом член совета Василий Сергеевич Мартынович.

    К 1 января 1903 г. в приюте было 22 мальчика и 9 девочек. В 1903 году принято 9 мальчиков и 5 девочек. Выбыло из приюта 8 мальчиков и 3 девочки. К первому января 1904 года в приюте находилось 23 мальчика и 11 девочек.

    Законоучителем в школе состоит дьякон собора Лавр Кириллович Загадаев; церковному и светскому пению обучает А.П. Блинов. Кроме того, в декабре месяце введено обучение плетению суконных ковров; этим руководит смотрительница приюта.

    Для постоянного надзора за детьми приюта, за порядком в нем и для присмотра за хозяйством приюта в приходе находится смотрительница М.Н. Глухова и ее помощница О.П. Козлова.

    К 1 января 1904 г. в обществе состояло 195 членов, в том числе: почетных — 10, пожизненных — 28, благотворителей — 155 и членов — сотрудников — 3.

    В ежегодных собраниях совета происходит проверка кассовых книг, приходных и расходных документов, затем обсуждаются вопросы, относительно воспитания и обучения призреваемых детей, благоустройства приюта, а также разсматриваются просьбы нуждающихся и разные заявления членов и других лиц.

    Относительно возбужденного вопроса об обучении призреваемых детей в приюте ремеслами и рукоделиям была образована особая комиссия, состоящая из: И.С. Слонимского, Ив.Ив. Соколова, О.Г. Шаламовой, В.С. Мартынович и В.С. Романова. Комиссия эта выработала положение об обучении ремеслам и рукоделиям, рассмотрела программу занятий по сапожному ремеслу, изыскала новое помещение для занятий сапожным ремеслом и проектировала смету расходов на первоначальное обзаведение и обучение сапожному ремеслу.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Close Search Window
    Заходите)