Спас на Крови Санкт Петербург - Храм Воскресения Христова

Достопримечательности СПб, Храмы Соборы Религия|

Памяти погибшего царя. История храма Спаса на Крови

Любимый жителями северной столицы храм Спаса на Крови или Храм Воскресения Христова располагается на набережной канала Грибоедова. Этот собор построили в необычном для Санкт Петербурга архитектурном «русском» стиле. Он напоминает своим нарядным видом и девятью главами храм Василия Блаженного в Москве.
Слова «на крови» означают кровь императора. Но в красоте и великолепии церкви нет намека на трагедию. Название звучит верой в искупительную жертву Христа и в торжество жизни.

Спас на Крови

Александр II Освободитель

Александр II получил имя царя-освободителя за важнейшие в русской истории реформы:

  • отмену крепостного права;
  • судебную реформу;
  • замену рекрутского набора всеобщей воинской повинностью.
Александр II
Александр II

Императора заслуженно любил народ. Но в то же время его жизнь 7 раз подвергалась опасности. 1 марта 1881 г. покушение народовольцев на царя стало последним. Государь скончался от потери крови.
Народ не понял и не поддержал кровавую акцию. На место убийства Его Императорского Величества люди понесли цветы. Уже 2 марта Городская Дума обратилась к Александру III за разрешением возвести часовню или памятник.
17 апреля 1881 г. – день рождения Александра II. В этот день освятили временную часовню и стали проводить памятные церковные службы по царю-мученику.

Создание Собора Спаса на Крови

31 декабря 1881 г. комиссия по увековечиванию памяти погибшего царя представила 26 проектов будущего собора. Александр III ни один не принял. Он пожелал увидеть храм в стиле русского зодчества 17 века. Внутри церкви должен быть отдельный придел на месте пролитой крови.


29 июня 1883 г. Александр III одобрил проект Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия. 6 октября 1883 г. торжественно начали строительство. Первый камень заложил сам император.
Из-за близости канала впервые применили бетонный фундамент вместо традиционных свай. На специальном выступе набережной поставили колокольню с венчающими ее короной и крестом. Она выделяет внутри храма фрагмент брусчатки, на которой царь получил смертельное ранение.
Работы по возведению Спаса на Крови длились 24 года и стоили 4,6 млн. рублей. Собор освятили уже при Николае II в 1907 г.

Храм-памятник

Внешне здание выглядит как православный храм Москвы или Ярославля 16-17 веков. Высота центрального шатра 81 метр. Главы Спаса на Крови покрывает позолота и четырехцветная эмаль.
Красно-коричневая кирпичная кладка символизирует кровь Иисуса, а цветные украшения и беломраморные наличники выражают радость Воскресения.
Под золотым навесом со стороны канала находится мозаичное распятие. Возле него читали проповеди, и служили панихиды. Но не совершали обрядов крещения или венчания. Храм имел значение общенародного памятника. Для посещения требовался пропуск.
На фасаде по окружности располагаются 20 гранитных таблиц с текстами о развитии и победах России за время правления Александра II. С западной стороны выполнены гербы русских уездов и городов. Их жители всем миром собирали денежные средства на памятное сооружение.

Мир вам

Внутренняя отделка сочетает камень и мозаику. Площадь мозаичных орнаментов и икон занимает более 7 тысяч квадратных метров. В Европе эта музейная экспозиция одна из крупнейших.
При оформлении внутреннего пространства мастера использовали русские самоцветы. Пол выложили 10 сортами мрамора из Италии.
В храме более 200 мозаичных изображений святых. В центре образ Христа Вседержителя. Перед ним Евангелие и начертанные слова «Мир вам».

Храм возвели в память о трагическом событии, но незнающий человек никогда об этом не скажет. Красота и великолепие убранства подводит к мысли, что смерть — это не конец, а начало нового пути.

Судьба храма Храма Воскресения Христова

Непростая судьба сложилась у собора. Современникам не понравилась его архитектура. Никак, по их мнению, Спас на Крови не вписывался в классическую застройку Петербурга. Он получил прозвище «бонбоньерка».
После революции церковь поочередно принадлежала:

  • Петроградской автокефалии;
  • Петроградской «староцерковной» епархии;
  • правому течению Русской церкви.
Собор Спаса на Крови

Советская власть в 1930 г. закрыла храм. Его рассматривали как памятник самодержавию. Художественное и историческое значение посчитали ничтожным. Здание хотели разобрать, а мозаику передать в музей.
В 1931 г. колокола сбросили и увезли на переплавку. В конце 30-х годов провели подготовительные работы для сноса храма. Этому взрыву помешала война.
Во время блокады внутренние помещения использовали как склад для овощей. Сюда же свозили тела умерших ленинградцев.
От немецких обстрелов собор не маскировали, но снаряды чудесным образом летели мимо. Среди горожан распространилось поверье, что церковь невозможно разрушить. Даже фугас, угодивший в купол, не взорвался. Нашли его спустя 20 лет при ремонте. И будто бы покоился он на руках Спасителя.

Государственный памятник Спас на Крови история

В 1968 г. собор получил статус архитектурного памятника. В 1970 г. музей «Исаакиевский собор» организовал свой филиал в храме Спаса на Крови, который требовал немедленной реставрации.
В 1997 г. возрожденный музей-памятник открылся для посещений. 23 мая 2004 г. после 70 лет перерыва митрополит Санкт-Петербургский Владимир отслужил в соборе литургию. Государственный памятник Спас на Крови входит в рейтинг культурного наследия ЮНЕСКО.

Интересные факты Храм Спаса на Крови Санкт Петербург

  • Так как место для строительства не выбиралось – оно было обусловлено трагическим событием, величие и красота храма Воскресения Христова не в полной мере открыты для широкого обозрения. Лишь со стороны Невского проспекта возможен панорамный взгляд на этот шедевр церковного зодчества. И, тем не менее, храм стал ведущей архитектурной доминантой в этой исторической части Санкт-Петербурга. Обилие деталей, яркий колорит, разнообразие отделочных материалов создает потрясающий контраст с классически-строгой торжественностью Казанского собора, расположенного поблизости.
  • Строительство, отделка и внутреннее убранство Храма Воскресения Христова заслуживают отдельного большого рассказа. Приведём лишь некоторые важные факты:
  • Близость канала Грибоедова (ранее – Екатерининский) потребовала особых мер по защите фундамента. По его периметру забили деревянные сваи в несколько рядов, а пространство между ними заполнили плотно утрамбованной кембрийской глиной. Это стало надежной защитой от воды как для строительного котлована, так и для подземной части храма в дальнейшем. Бутобетонный фундамент обеспечил прочность и надёжность всего здания.
  • От закладки до освящения Храм Спаса на Крови Санкт Петербург прошло 24 года. В частности, масштабные и кропотливые мозаичные работы отсрочили его открытие на 10 лет.
  • Все технические достижения того времени, а также новшества в строительной сфере были применены при строительстве храма. Помимо электрического освещения в 1689 ламп, были устроены оригинальные системы воздушного отопления и защиты от молний.
  • Главный колокол из тех, что были установлены на колокольне в 1899 г., весил 17,6 тонн (1100 пудов).
  • Покрытие четырехцветной ювелирной эмалью куполов над центральной частью храма не имеет аналогов в нашей стране.
  • Более 160 мозаичных икон и композиций украшает фасад здания со всех сторон. Мозаичный ковер на полу храма, созданный из итальянского мрамора разных расцветок, занимает площадь свыше 600 кв.м и содержит 45 узоров, практически не повторяющихся.
  • Иконостас тоже выполнен из итальянского мрамора, но, благодаря искусству трудившихся над ним камнерезов, создается полное впечатление, что перед нами – изящная резьба по дереву.
  • В Храме Спаса на Крови Санкт Петербурга мозаика стала доминантой в пространстве интерьера – впервые в истории русской архитектуры. Внутри нет ни одного живописного произведения. Стены почти сплошь покрыты мозаичными иллюстрациями евангельских сюжетов, от масштабных композиций, до миниатюр.
  • Огромные затраты на строительство мемориального храма на месте смертельного ранения Александра II были покрыты за счет средств Главного казначейства (3,2 млн.руб.), взносов от императорской фамилии (1 млн.руб.) и народных пожертвований (0,5 млн.руб.).
  • Пережив разные эпохи российской истории, храм Воскресения Христова (Спас на Крови), все так же притягивает взоры своим удивительным внешним обликом и вызывает восхищение неповторимым внутренним убранством. Помимо достоверных фактов, его непростую судьбу сопровождали и легенды, но это уже из области городского фольклора…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close Search Window
Заходите)