Шереметевский дворец Санкт-Петербург - Музей музыки -

Достопримечательности СПб, Музеи| piter.su

Дом графов Шереметевых (Фонтанный дом, Шереметевский дворец) расположен на набережной реки Фонтанки, 34. Дворец является центром обширной усадьбы, созданной в XVIII – первой половине XIX вв. на участке, пожалованном летом 1712 года фельдмаршалу графу Борису Петровичу Шереметеву. Являясь одним из старейших дворцово-парковых ансамблей Петербурга, усадьба уникальна тем, что на протяжении двух веков принадлежала одной семье. Сведения о первых постройках на ее территории крайне скупы, но, безусловно, она создавалась по типу загородных усадеб, т.к. река Фонтанка являлась границей города.

После женитьбы в 1743 году графа Петра Борисовича Шереметева, сына и главного наследника фельдмаршала, скромная загородная усадьба превратилась в парадную резиденцию одного из самых родовитых и богатых вельмож и стала одним из звеньев дворцового ожерелья Петербурга и его пригородов, созданных в эпоху пышного барокко, в годы царствования Императрицы Елизаветы Петровны.

К осени 1750 года было в основном завершено строительство нового каменного дома и освящена домовая церковь Св.Великомученицы Варвары. Его строителями были архитектор С. И. Чевакинский, и крепостные архитекторы графа – А.Ф.Миронов, Аргуновы и др. Владелец называл его Фонтанным домом в отличие от других владений в Петербурге (Миллионного дома и Приморского дома).

История Шереметевский дворец Санкт-Петербург

Объемно-пространственная композиция Фонтанного дома сохранилась до нашего времени без существенных изменений. П-образный в плане двухэтажный с мезонином каменный дом стоит в глубине парадного двора, главный его фасад обращен к реке, боковые ризалиты сильно выдвинуты в глубину участка. За домом находится сад, простиравшийся до Литейной улицы. Первоначально он имел типичную для своего времени регулярную планировку, фонтанную систему, павильоны, мраморную декоративную скульптуру.
Планировка парадного второго этажа дома устроена по принципу анфилады. Отделка покоев имела черты, сходные с убранством императорских дворцов: «Плитошная», Картинная, Парадная спальня, Галерея и т.д. В южном флигеле Фонтанного дома находилась домовая церковь Святой великомученицы Варвары. Личные комнаты хозяев располагались рядом с церковью. На первом этаже находились Кунсткамера, где были собраны разного рода диковинные вещи, и Ригскамора – комната для хранения коллекции оружия.

Хозяева усадьбы занимали видное место при Дворе императрицы Елизаветы Петровны и Екатерины II. В начале 1760-х годов в доме графа Шереметева устраивались пышные пиры, маскарады и ставились любительские спектакли, ужины на 100-120 персон. Однако после смерти хозяйки дома графини Варвары Алексеевны (2 октября 1767 года) и старшей дочери графини Анны Петровны (17 мая 1768) граф Петр Борисович вышел в отставку и переселился в Москву.

Жизнь в доме возродилась после возвращения в столицу из Москвы графа Николая Петровича Шереметева. Начиная с 1795 года в Фонтанном доме шла работа по перестройке в духе требований стиля классицизм. Здесь работали архитекторы И. Е. Старов, Дж. Кваренги, Воронихин, А.Н.Воронихин. Более всего они коснулись внутреннего убранства: уничтожена «Плитошная» и «Китайская» комнаты, сняты деревянные панели и штофы. Стены некоторых интерьеров отделываются искусственным мрамором (стюком). Старов предлагал спальню графа сделать «хрустальной», возможно, в подражание интерьерам в Большом Царскосельском дворце, созданным архитектором Камероном. Кваренги пристроил к дому Галерейный флигель для размещения нового большого парадного помещения, заново отделал домовую церковь. В саду был построен Манеж.

Несмотря на то, что хозяин Фонтанного был обер-камергером двора Павла I, его дом не был в это время центром великосветской жизни, поскольку его фактическая супруга Прасковья Жемчугова, одна из самых блистательных певиц XVIII века, не являлась его законной женой. Из записей в камер-фурьерском журнале за февраль 1797 года известно о посещении дома Императором I в связи с болезнью графа и об импровизированном концерте, устроенном Прасковьей Ивановной для высоких гостей.

Стиль жизни дома и его облик изменились при следующем владельце, графе Дмитрии Николаевиче. До его женитьбы частыми гостями Фонтанного дома были его сослуживцы, Офицеры Кавалергардского полка. Особое помещение в доме было предоставлено художнику О.А.Кипренскому, писавшему большой парадный портрет графа Шереметева. В мае-июне 1827 года художник писал также портрет А.С.Пушкина, и с большой долей вероятности, поэт позировал художнику именно в Фонтанном доме.

Во второй половине 1840-х и начале 1850-х годов приглашенный графом архитектор И.Д.Корсини спроектировал парадную ограду, отделившую парадный двор от проезжей части набережной, украсив центральные ворота золоченым графским гербом. Были заново отделаны фасады, причем в декор архитектор ввел элементы стиля барокко середины XVIII века. Изменена была планировка второго этажа дома и отдела анфилады в духе историзма. Корсини использовал элементы античной архитектуры (Этрусская комната), барокко (Малиновая, Зеленая, Золотая и Белая гостиные), классицизм (Античная), ренессанс (Парадная лестница, Лепная). Завершена была отделка Галереи, начатой еще Кваренги.

Первая супруга хозяина дома графиня Анна Сергеевна – музыкантша-любительница, ее музыкальный салон посещали русские и зарубежные музыканты – братья Виельгорские, М.И.Глинка, П.И.Бартенева, Рубини, Зонтаг, Тальберг, Лист и другие. Хоровая капелла под руководством Гавриила Ломакина – любимое детище графа Дмитрия Николаевича также привлекала множество любителей и знатоков музыки. Частичные перестройки производились в доме и в усадьбе архитектором Л.Н.Бенуа 1860-е годы, в частности, в домовой церкви. Он перестроил северный флигель усадьбы, создав над воротами, ведущими из парадного двора в глубину усадьбы, герб владельца, исполненный из керамики.

Последним владелец усадьбы граф Сергей Дмитриевич Шереметев имел традиционный для представителей «большого света» приемный день – среду. Гостями его в эти дни, а также и в другие дни были известные ученые – историки и филологи, общественные деятели, духовные лица, сотрудничавшие с графом Шереметевым в ученых обществах, им созданных и руководимых. В первом этаже Галерейного флигеля безвозмездно имело помещение Общество любителей древней письменности, созданное князем П. П. Вяземским и графом С. Д. Шереметевым. Убранство некоторых парадных помещений Фонтанного дома приобрело в начале XX века мемориальный характер – хозяин превратил дом в своего рода фамильный музей, рассказывающий о заслугах Шереметевых перед Отечеством. На Парадная лестнице и в В Оружейном кабинете находились реликвии фельдмаршала Шереметева. В Кабинете графа Д.Н.Шереметева его сын бережно хранил уникальную библиотеку, собранную еще графом Н.П.Шереметевым.

Огромную ценность представлял родовой архив, сосредоточенный в особых трех комнатах первого этажа. В этом архиве были сосредоточены документы, относящиеся к истории рода и их имениям, к деятельности Главной конторы, которая с XVIII века находилась на территории усадьбы. В числе управителей и Главноуправляющих имениями графов Шереметевых в разное время находились как их крепостные, так и приглашенные на эту должность А.П.Куницын (преподаватель Царскосельского лицея), сенатор И.Ф.Апрелев, отставной поручик князь Ф.М.Касаткин-Ростовский (дальний родственник графов Шереметевых), Ф.Н.Ладыженский и др. Для того, чтобы сохранить усадьбу в центре Петербурга, на ее территории были построены доходный дом (Литейный проспект, 51) и комплекс магазинов (т.н. Шереметевский пассаж, Литейный, 53), помещение Манежа превратили в театральный зал, сдаваемый в аренду различным труппам.

Дом графов Шереметевых был национализирован 1 июля 1918 года, с 1919 по 1929 гг. там работал Музей быта, где почти полностью сохранялось убранство дома и его коллекции – собрания, универсального по характеру и разнообразного по предметам, включавшего в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (в т.ч. собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т.д.

После закрытия музея главное здание передали в ведение Ленинградского областного отдела народного образования (ЛООНО).

С 1935 по 1941 гг. здесь под руководством Я.И.Перельмана (1882-1942) работал Дом занимательной науки (ДЗН), экспозиции которого знакомили школьников в занимательной форме с достижениями в области астрономии, географии, математики и физики. В годы блокады главное здание пострадало от артиллерийских обстрелов и бомбежек.

В 1945 году оно было полностью передано Арктическому научно-исследовательскому институту Главсевморпути (в дальнейшем научно-исследовательский институт Арктики и Антарктики или ААНИИ).  1988 году, после переезда ААНИИ в новое здание на Васильевском острове началась реставрация дворца, флигелей и сада.

В 1989 году в южном флигеле, где вместе с мужем искусствоведом Н.Н.Пуниным в довоенные и послевоенные годы жила А.А.Ахматова, открылся музей Анны Ахматовой. Главный дом был передан Ленинградскому государственному музею театрального и музыкального искусства. 30 мая 1994 года в Шереметевском дворце состоялось открытие первой выставки «Род Шереметевых и музыкальная культура Петербурга XVIII – начала XX веков». На ее открытии присутствовал прибывший из Парижа граф Петр Петрович Шереметев с супругой. В Галерейном флигеле с 1997 г. разместилось одно из крупнейших в мире собраний музыкальных инструментов (бывшая коллекция Музея Придворного оркестра). Представлены инструменты членов царской семьи, комплект старинного рогового оркестра, африканские барабаны, китайские гонги, испанские гитары, мемориальные инструменты русских композиторов.

В Белом зале Музея музыки в Санкт-Петерубргепроводятся музыкальные вечера, концерты старинной музыки.

Гранд макет России в Санкт Петербурге: музей, переворачивающий сознание

Гранд макет России в Санкт Петербурге: музей, переворачивающий сознание

Петропавловская крепость

тюрьмы Петербурга

особняк Румянцева Санкт Петербург

Особняк Румянцева

Дома писателей и поэтов в Санкт-Петербурге

Дома писателей и поэтов в Санкт-Петербурге

Строгановский дворец в Санкт Петербурге

Строгановский дворец

Таврический дворец СПб

Таврический дворец СПб

музей-заповедник Павловск - летняя резиденция Павла Первого

музей-заповедник Павловск – летняя резиденция Павла Первого

Мемориальный музей Суворова Санкт-Петербург

Мемориальный музей Суворова

Петербург крейсер Аврора

Петербург крейсер Аврора

Петербург Екатерининский дворец

Петербург Екатерининский дворец

Большой Петергофский дворец в Санкт Петербурге

Большой Петергофский дворец в Санкт Петербурге

куда сходить в Санкт Петербурге зимой

куда сходить в Санкт Петербурге зимой – бесплатные музеи

Музей русской водки в Санкт-Петербурге

Музей русской водки

кунсткамера

Музеи Санкт Петербурга

Стрельна

Стрельна. Петровский Путевой дворец. Константиновский дворец.

Большой Гатчинский дворец

Большой Гатчинский дворец

Дом с башнями в Санкт-Петербурге

Музей граммофонов в Санкт-Петербурге

Музей Магии в Санкт Петербурге

Музей Магии в Санкт Петербурге – пространство истории фокусов и иллюзий

Кунсткамера

музей Кунсткамера Санкт Петербурга: легенды знаменитого музея

дом Набокова в Санкт Петербурге

дом Набокова в Санкт Петербурге

Этнографический музей этнографии

Этнографический музей этнографии

Государственный Пушкинский Театральный центр в Санкт Петербурге

Государственный Пушкинский театральный центр

Сампсониевский собор Петербурга

Сампсониевский собор Петербурга

Мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина

Мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина

зоологический музей мамонт

Зоологический музей Санкт-Петербурга и его культурное наследие, экспонаты

Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге

Шереметевский дворец Санкт-Петербург – Музей музыки

Арт-центр Пушкинская-10

Арт-центр Пушкинская-10

музей гигиены в СПб

музей гигиены в СПб

павильон Эрмитаж в Петергофе

павильон Эрмитаж в Петергофе

Михайловский замок

Знаменитые музеи Санкт Петербурга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close Search Window