павильон Эрмитаж в Петергофе - подъемный стол

Достопримечательности СПб, Музеи|

Слово «Эрмитаж» переводится как «место уединения» или «хижина пустынника» (французск.) В XVIII в. при королевских дворах Европы было принято строить в парках такие небольшие «приюты отдохновения». Они предназначенны для спокойного отдыха и встреч с узким кругом лиц только из ближайшего окружения монархов. Сооружение павильона Эрмитаж в Петергофе (с 1721 – по 1725) было поручено архитектору И. Браунштейну. В ка-мер-фурьерском журнале сохранилась запись за 25 июня 1725 г.: «Ея величество пополудни изволила ездить в новый дом, в петергофском же огороде построенный, названый Эрмитажем, в котором сделаны подъемный стул и стол и тарелки…»

Эрмитаж – подъемный стол

Здание отличается выразительным убранством стен, подчеркнутым фигурными балконами и округлыми фронтонами, некогда украшенными алебастровыми статуями (они не сохранились до наших дней). Эрмитаж поражает точно найденными пропорциями и выверенной соразмерностью всех своих архитектурных и декоративных элементов. Над входом в здание привлекает внимание балкон на дубовых резных кронштейнах с ажурной металлической решеткой сложного рисунка. Главной изюминкой петергофского Эрмитажа был большой овальный подъемный стол, сделанный по указу Петра I. Идею замысловатой конструкции Петр I подглядел у датчан. Но подъемный стол начал действовать только после его смерти. За столом могли разместиться до 14 человек. Так как зал предназначался лишь для тесного круга близких по положению и интересам людей, то ничто не должно было нарушать интимность обстановки. Для этого и служил подъемный стол, исключавший контакт с прислугой. Благодаря ему участники трапезы могли отдохнуть и, не стесняясь присутствия слуг, обсуждать любые проблемы.

подъемный стол → гаубица → подъемный стол

В XIX в. подъемное устройство эрмитажного стола неоднократно подновляли и ремонтировали. Стол просуществовал до 1941 г., хотя после революции уже не действовал. После захвата Петергофа фашисты выбросили стол, поставили на его место гаубицу для обстрела залива и Кронштадта. После войны в потолке осталась овально-фигурная прорезь для подъема стола, а от самого стола нашли только одну лебедку на обломке несущего столба. Наконец, в 2009 г. павильон Эрмитаж в Петергофе был оборудован подъемным столом .

Убранство зала павильон Эрмитаж в Петергофе

Главное убранство зала 124 картины западноевропейских художников 17-18 вв. Состав эрмитажных картин несколько раз менялся, но принцип так называемого шпалерного размещения, характерный для XVIII в., сохранился без изменений. Полотна располагаются вплотную друг к другу, разделенные лишь узким золоченым багетом, и производят впечатление яркого настенного ковра.

В зале можно видеть батальные сцены (француза Ж-Куртуа, немца Г.Ф.Ругендаса, итальянца М.Черквоцци и др.) Еще одним жанром, всегда привлекавшим внимание Петра I, были марины морские пейзажи, которые император часто сам покупал в мастерских художников во время своего пребывания в Голландии. Руководствуясь советами живописца Георга Гзеля, с которым царь познакомился в Голландии, он сумел собрать довольно значительную коллекцию «малых голландцев» и мастеров фламандской школы.

Над камином находится интересная картина голландского художника XVII в. Н. Розендаля на сюжет о греческом философе, проповеднике аскетического образа жизни Диогене Синопском. Он имел лишь самое необходимое для жизни, в том числе чашу, которой черпал воду из ручья. Увидев однажды, как мальчик пьет из пригоршни, он выбросил свою чашу. Эта картина входила в первоначальное собрание Эрмитажа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close Search Window
Заходите)