Кружок длиной в 1,5 километра — начало прогулки на Аничковом мосту, перекинутом через реку Фонтанку для продолжения Невского проспекта — место весьма многолюдное, тем не менее обходится без толкотни.
1. Аничков мост
На 4-х устоях моста замерли окрещенные народом «Кони Клодта». То, по задумке европейски известного скульптора 6эрона Петра Карловича Клодта (1805-1867) изображены 4 фазы укрощения коня человеком. К слову, эти выверенные до мелочей скульптуры человека и коня барон не только лепил, но и собственноручно отливал из металла. Они заслуживают того, чтобы около каждой, вглядываясь, постоять.
Далее по нечетной стороне набережной Фонтанки пройдем вдоль 2-хэтажного корпуса бывшего Дворца пионеров до следующего, очень своеобразного моста — Ломоносова. Здесь малолюдно, а по обеим сторонам Фонтанки вы увидите типично питерские дома ХХ в. Вот и мост Ломоносова.
2. Памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову
К мосту примыкает площадь и дальше улица его имени — Ломоносова. В центре площади — памятник Михаилу Васильевичу. На пьедестале памятника начертаны стихи Пушкина, обращенные к мальчику Ломоносову:
Невод рыбак расстилал
По брегу студеного моря,
Мальчик отцу помогал.
Отрок, оставь рыбака,
Мрежи иные тебя ожидают,
Иные заботы.
Будешь умы уловлять,
Будешь помощник царя.
Сложную судьбу ученого, учителя, поэта и художника Пушкин уместил в несколько строк.
Памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765) воздвигнут в 1892-м Петербургским городским общественным управлением.
Образуют площадь Ломоносова три по-родственному похожих дома, единообразно выкрашенные в петербургские желто-белые тона. Они и последующие здания микрорайона слагаются в ампирный ансамбль — градостроительную работу крупнейшего питерского архитектора Карла Ивановича Росси (1775-1849). Ансамбль строился с 1818 по 1834 гг. Весь он первоначально представляется каким-то приземистым. В столице существовал запрет строить дома выше Зимнего дворца, и архитектор создал искусно укрупненные фасады зданий. А, в общем, и тогда здания были максимально высокими. Для убеждения зайдите в любой двор, вы увидите корпуса высотой до 6 этажей.
В здании у набережной Фонтанки размещена типография, а в другом — управленческие архитектурные учреждения. От управленческого здания открывается вид на ключевую магистраль микрорайона — улицу Зодчего Росси, составленную всего из 2 строений. Их высота и ширина улицы поразительно соразмерны, а парадность и в тоже время строгость фасадов восхищают. Одна сторона — бесчисленные офисы, а другая — «Академия русского балета имени А. Я. Вагановой».
3. Александринский театр
Венчает улицу второй фасад Александринского театра. Итак, пройдя улицу Зодчего Росси и огибая «балетное» здание, выходим на площадь Островского. 2 парадная с выходом на площадь приведет в Театральный музей. На третьем этаже дома музей занимает ту квартиру, где жил вошедший в историю директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский (1835-1909).
В 2006 г. театр заметно обновили. Была установлена современная механика сцены и тщательно отреставрирован пятиярусный зрительный зал. Практически произошло заслуженное омоложение зрительного зала, что было положительно встречено благодарной театральной публикой. Все это время труппа театра «гастролировала» по различным подмосткам Санкт-Петербурга.
Сад Аничкова Дворца
Чуть-чуть подальше, и вы окажетесь у тяжелой, разумеется, художественной решетки Сада отдыха. Приподнимите голову, видите государственных российских орлов? Во всем остальным сад как сад — ухоженная зелень, чистые дорожки. А ведь еще при жизни наших дедов здесь процветал деревянный летний театр эстрады. На его сцене при неизменном аншлаге со своими джаз-оркестрами в разное время выступали Леонид Утесов и задорно-молодой парижанин Мишель Легран. По бокам решетку Сада окаймляют два павильона Росси.
Невский проспект
Вот и опять Невский проспект, первая магистраль, спланированная Ж.Леблоном (1679 1719) и направленная на шпиль Адмиралтейства. На вторую и третью магистрали, Гороховую улицу и Вознесенский проспект, загляните самостоятельно. А затем пересеките Невский проспект и потопчитесь в пешеходной зоне на Малой Садовой, где длинным летним днем наслаждаются не одни дети, но и взрослые. А там, где снова на Невский выходит огромный витраж самого исторического в городе Елисеевского гастронома, найдите укромный позывной Академического театра Комедии имени Н. Акимова.
Академический театр Комедии имени Н.Акимова
Выдающийся режиссер и театральный художник, а также острослов Николай Павлович Акимов (1901-1968) вел театр в сумме свыше четверти века. Поставленный им после войны спектакль по пьесе английского драматурга сэра Джона Бойтона Пристли «Опасный поворот» имел оглушительный успех. Между тем где-то на недосягаемой политической высоте была усмотрена некая крамола. Н. Акимова сослали… в Москву (1949-1956). В столице ссыльный работал художником Большого театра. Теперь, все на своих местах: Театр комедии возведен в ранг академического и носит имя Акимова, а великолепная светская пьеса «Опасный поворот» до сих пор репертуарная в России.Т.Д.Залесов