Петр I стремился к европеизации русской культуры и для этого привлекал к строительству города на Неве иностранных мастеров. Благодаря им петербургская архитектура формировалась на основе европейских стилей, ранее не существовавших в чистом виде на Руси. Архитектуру начала 18 века обычно определяют терминами петровское или раннее петербургское барокко. В действительности это был стиль собирательный, отразивший влияния разных европейских школ — как барочных, так и классицистических. Эти разностильные черты приобретали отпечаток трезвого практицизма, свойственного петровскому времени; они трансформировались, чаще всего в сторону упрощения, в руках русских строителей, использовавших свои привычные навыки.
иностранные мастера в Петровском барокко
Самыми выдающимися мастерами, приглашенными Петром I, были Андреас Шлютер (1659-1714) — «немецкий Бернини», приверженец барокко, и француз Жан-Батист Александр Леблон (1679-1719), тяготевший к элегантно классицистическим формам. Оба прожили в суровой северной столице совсем недолго, их замыслы осуществляли уже другие строители. Среди тех, кто оставил заметный след в петровской архитектуре, — итальянцы Н. Микетти и Г. Киавери, немцы И. Г. Шедель, Г. И. Маттарнови, Т. Швертфегер, швейцарец Н. Ф. Гербель, голландцы X. фан Болес и С. фан Звитен.
Доминико (Доменико) Трезини
Исключительный вклад в создание архитектурного облика новой столицы внес Доминико (Доменико) Трезини (1670 ? -1734), первый зодчий Петербурга, который проработал в нем 3 десятилетия. Уроженец итальянской Швейцарии, он близко знал итальянское барокко, но в Россию приехал из Копенгагена, где состоял при дворе датского короля и успел проникнуться строгим характером северной архитектуры. Трезини не обладал сильной творческой индивидуальностью, но умело и на редкость продуктивно применял свой разносторонний опыт к реальным задачам строительства Петербурга. Он сооружал крепости и храмы, типовые жилые дома, дворцы и общественные здания, составлял регулярные генеральные планы больших частей города.
русские зодчие – Петровское барокко
Раннюю петербургскую архитектуру отличали простота объемных композиций, плоскостная трактовка фасадов, четкость членений и скромность внешней отделки. Ордер использовался почти исключительно в виде пилястр, слитых с полем стены. Черты живописности вносили высокие крыши, фигурные фронтоны криволинейных очертаний и яркая двухцветная окраска. Колокольни и башни с игловидными шпилями придавали остроту силуэту города, лежащего на плоских низких берегах невской дельты. Эти легкие стремительные вертикали преобразили равнинный пейзаж. В 1730-х годах на ведущие позиции выдвинулись русские зодчие М. Г. Земцов, И. К. Коробов и П. М. Еропкин. Михаил Григорьевич Земцов (1686-1743), ученик Д. Трезини, с 1735 года руководил застройкой Петербурга в стиле Петровское барокко. Архитектура периода царствования Анны Иоанновны в общих чертах продолжала стилевые приемы петровского времени. Вместе с тем вызревала тенденция к обогащению форм в духе барокко, что отчетливо проявилось в творчестве Петра Михайловича Еропкина (1690-е — 1740), отдавшего дань и классицистическим решениям. В церковном строительстве наметился возврат к некоторым особенностям старомосковского зодчества.

Исторический памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге
Наследие правления Екатерины II имеет большое значение для исторического развития государства. Помимо успехов во внешней политике, императрица известна своими достижениями в области образования и просвещения. Ее личная жизнь также была охвачена вниманием со стороны народа, который любил распространять различные слухи на эту тему. Вся историческая значимость и мощь великой правительницы отражена в историческом монументе, который …

Памятники раннего барокко 1703-1730-е – Петровское барокко
Петр I стремился к европеизации русской культуры и для этого привлекал к строительству города на Неве иностранных мастеров. Благодаря им петербургская архитектура формировалась на основе европейских стилей, ранее не существовавших в чистом виде на Руси. Архитектуру начала 18 века обычно определяют терминами петровское или раннее петербургское барокко. В действительности это был стиль собирательный, отразивший влияния …

памятники Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург один из немногих городов, который может похвастаться своей многовековой историей и богатейшей культурой. В нем жили и творили, писали и ваяли многие выдающиеся личности. И, чтобы ознакомиться с памятниками этих великих людей, можно осуществить увлекательную экскурсию по городу на Неве. Медный всадник Одним из известнейших памятников бывшего Ленинграда является Медный всадник. Он был посвящен …

Московский проспект Санкт Петербург
Начнем знакомство с 10-километровым Московским проспектом Санкт Петербурга с площади Победы Санкт‑ПетербургМосковский проспект — Яндекс Карты монументальный комплекс «Монумент защитникам Ленинграда» Санкт‑ПетербургСанкт‑Петербург — Яндекс Карты Комплекс с суровым художественным реализмом выполнен, как память скорби и страдания ленинградцев. Ведь за 900 суток блокады погибло больше миллиона женщин, детей и стариков блокированного, но не сдавшегося города. Московская площадь По …

Памятник Петру Первому у Инженерного замка
Адрес памятника Петру Первому: г. Санкт-Петербург, Кленовая аллея Дата открытия: 1800 год Скульптор: Растрелли Б. Материал: фигура – бронза, постамент – гранит Метро: Гостиный двор Проезд: от ст. м. «Гостиный двор» пешком по Садовой улице до Инженерного замка, 10-15 минут Памятник Петру Первому, который в настоящее время установлен перед Инженерным замком, был задуман еще при …

Сенатская площадь Санкт Петербург
Среди старинных достопримечательностей северной столицы Российской империи особой считается Сенатская площадь. Это место является самой лучшей точкой для лицезрения живописных панорам Санкт Петербурга. Шпиль Адмиралтейства и его строгие корпуса, Александровский сад, величественный Исаакиевский собор, Синод и Сенат – все эти памятники великого зодчества петровской эпохи можно наблюдать в тени Медного Всадника. Памятник Петру Великому является …

кладбища Санкт Петербурга, которые стоит посетить – Помни о смерти
Питер город многогранный. Уставшие от постоянной суеты, могут окунуться в тишину и помянуть великих людей России. Ниже представлены самые известные кладбища Санкт Петербурга, где стоит побывать не только ради атмосферы. Но и для пополнения дополнительного багажа знаний, ведь у каждого из них свои истории, легенды и загадки. 1. Смоленское кладбище Одно из первых кладбищ. Расположено …

Cтрелка Васильевского острова
Невозможно представить себе величественную панораму невских берегов, да и весь облик Петербурга, без грандиозного, единственного в своем роде архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова, без «храмоподобной» Биржи, без горделиво возвышающихся Ростральных колонн-маяков. Это один из символов города на Неве, не имеющий аналогов в Европе. ансамбль Биржевой площади С окончательным завершением ансамбля Биржевой площади связан почти весь …

Мемориальное Пискаревское Кладбище
Мемориальное пискарёвское кладбище — памятник жертвам Великой Отечественной войны. Комплекс был возведен через 15 лет после победы над фашистскими захватчиками. В 1960 году 9 мая состоялось торжественное открытие. Над созданием проекта трудились архитекторы А.В. Васильев, Е.А. Левинсон и скульпторы В.В. Исаева и Р.К. Таурит. Пискаревское мемориальное кладбище – музей-памятник жителям Ленинграда, погибшим в годы блокады. …

Триумфальные арки Победы
По окончании заграничной кампании, летом 1814 г. полки петербургского гарнизона, в первую очередь гвардия и остатки ополчения, вновь возвращались в Петербург. Для встречи войск была выстроена специальная триумфальная арка на Нарвской дороге, по которой полки шли в город. Она создавалась по проекту выдающегося петербургского архитектора Кваренги. Первоначально арка была деревянной. Позднее она была переделана по …

прогулка вокруг Аничкова и Ломоносова мостов
Кружок длиной в 1,5 километра – начало прогулки на Аничковом мосту, перекинутом через реку Фонтанку для продолжения Невского проспекта – место весьма многолюдное, тем не менее обходится без толкотни. 1. Аничков мост На 4-х устоях моста замерли окрещенные народом «Кони Клодта». То, по задумке европейски известного скульптора 6эрона Петра Карловича Клодта (1805-1867) изображены 4 фазы …

Петербург крейсер Аврора
Крейсер Аврора – один из самых привлекательных для туристов исторических объектов Санкт-Петербурга. Этот корабль-музей, участвовавший во многих исторических событиях, является важной частью культурного наследия России. Музей крейсер Аврора Музей крейсер Аврора в Санкт-Петербурге открыт для посещения туристами и жителями города круглогодично. Осмотру доступна верхняя палуба и полубак, на котором расположено 152-мм орудие. Пускают посетителей и …