Манежная площадь СПб - Сайт о СПб - piter.su

Достопримечательности СПб, Районы СПБ|

Приятно ступить на треугольную Манежную площадь СПб и полюбоваться редкостным городским пейзажем. А подходы к ней намеренно удобны, либо прогуливаясь по пешеходной Малой Садовой, либо от набережной реки Фонтанки, близ Аничкова моста (что с квартетом коней барона Клодта), также от улицы Караванной.

4 великих строителя Петербурга

На Манежной сразу привлекает зеленый пятачок сквера. Раньше, в имперской России посреди площади стоял памятник великому князю Николаю Николаевичу-старшему. Как прославление классово чуждого элемента, памятник снесли на первом же году революции (1918). В наше время примерно там ласково журчит уютный фонтан. Вокруг него на посетителей благосклонно взирают четыре великих строителя Петербурга: Кваренги, Растрелли, Ринальди и Росси. Скульптурные бюсты своих земляков в честь 300-летия Санкт-Петербурга подарило правительство Итальянской республики (в частности Муниципалитет Милана). И, право, счастливо совпало, что длинная сторона треугольника Манежной площади есть продолжение улицы. Вот именно ей, благодаря питерскому ренессансу, возвращено дореволюционное название – «Итальянская»!

Манеж на Манежной площади СПб

А просторный Манеж строил художник, декоратор и архитектор в одном лице Виктор Бренна. Здание, каким вы видите его, перестроено в 1823-1824 гг. Карлом Росси. В манеже до революции, буквально вне зависимости от погоды, господа разминались в седле и улучшали выездку своих лошадей. Каким был манеж после революции, описывать стыдно. По окончании второй мировой войны, к радости горожан, по римской формуле «чего-то и зрелищ», на манеж обратили внимание, и он стал… Зимним стадионом. Трудно сказать почему, но питерцы полюбили баскетбол. В зале соорудили высокий помост величиной с баскетбольное поле, где и встречались сильнейшие команды. Зрителей, располагавшихся внизу, было всегда битком.

Позже стадиону придали общепринятый вид: помост убрали, а зрители сидят амфитеатром вокруг овальной беговой дорожки. Так чудо архитектуры ХХ в. долгие годы служило спортивному Ленинграду крупнейшим всепогодным сооружением. С действующими ныне ледовыми дворцами и супервместительным спортивно-концертным комплексом манеж конкурировать не может.

И все же заглянуть в манеж любопытно. Во-первых, подлинный антураж ХХ века, во-вторых, теперь там проходят различные состязания боксеров, мастеров восточных единоборств и так далее.

Старо-манежный сад

Перед следующим после манежа домом по Итальянской, 12-а разбит скверик. Калитка в ограждении скверика обычно приоткрыта. Смело войдите и полюбуйтесь памятником классику ХХ в. И. С. Тургеневу (1818-1883). Его судьба повелела так, что он, певец русской природы, дворянской культуры и энергетики разночинцев-демократов, подолгу жил в Западной Европе, вдыхая европейский воздух и социальные идеи. Памятник (скульпторы В. Свешников и Я. Нейман, отлит заводом «Монумент-скульптура») отчетливо запоминается. Высокорослый Тургенев, судя по складкам одежды, только-только присел на скамью. Опершись на мощную трость, он мыслит, глядя на нас из позапрошлого века через время и пространство.

Дом кино на Караванной

На короткой Караванной линии манежного треугольника возвышается д. №12. Это здание, пожалуй, вообще последняя стройка в дореволюционном центре города (1914-1918).

Заказанное величие успешно воплотили архитекторы К.Бобровский и К.Боткин. Ведь заказчиком было Петроградское губернское кредитное общество. Здание действительно поражает размахом и роскошью. С колоннами коринфского ордена, широкими венецианскими окнами и царственной лестницей перед главным входом оно, как и задумано, отразило всевластие ростовщичества. На заре Советов, неописуемой красоты кинозал с прилегающим двухэтажным фойе стал главным городским детским кинотеатром. В том же здании, увы, не без стесненности, размещен питерский Дом кино.

Итальянская улица 27 – дом Радио

А в могучем строении нечетной стороны Итальянской, д. №27 был кинотеатр с малопонятным названием «Межрабпом», что в переводе с революционного языка обозначает — международная помощь рабочих. Позже тут расположился Дом Радио. Заметим, что в радиотехническом понимании тогда не было вещания через эфир, организовали трансляцию: радиопередачи по проводам приходили в каждую городскую квартиру. Радиоприемником являлся простейший репродуктор. Тот черный кружок во время войны все 900 дней вражеской блокады круглосуточно общался с горожанами. А в паузах между радиопередачами мерно стучал метроном – биение сердца осажденного, но не сломленного города.Т.Д.Залесов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close Search Window
Заходите)