Стихи о Петербурге - Питер

Искусство, История|

Санкт-Петербург – относительно молодой город на карте Европы. Однако он настолько богат памятниками, традициями, связан с событиями общеевропейского значения, что по праву считается культурной столицей России. Неудивительно, что «град Петров» всегда привлекал пристальное внимание знаменитых поэтов и писателей, которые посвящали стихи Петербургу. В русской поэзии сложился определенный образ Санкт-Петербурга. Заслуга в создании этого прекрасного образа принадлежит десяткам русских поэтов.

Петербург вошел в русскую поэзию с момента своего основания и стал восприниматься в качестве символа новой России. В XVIII веке «град престольный» был воспет в стихотворениях В.Тредиаковского, одах М.В. Ломоносова.

Пушкин и Петербург

Настоящий гимн Санкт-Петербургу представляет собой вступление к «Медному всаднику» А.С. Пушкина. Широко известны восторженные строки поэта: «Люблю тебя, Петра творенье…«. Пушкин восхищен великолепием блистательной столицы.
Он упоминает главные отличительные особенности Санкт-Петербурга: «Невы державное теченье«, «задумчивых ночей прозрачный сумрак«, «недвижный воздух и мороз«, торжественные военные парады.
Вступление завершается горячим пожеланием: «Красуйся, град Петров, и стой, неколебимо, как Россия«.

Поэты о Петербурге

Е.Баратынский называл Санкт-Петербург «русскими Афинами«.


Г.Державин писал, что здесь «слышит муз афинских звон». В 1837 г.

В.Романовский в стихотворении «Петербург с Адмиралтейской башни» высказывается еще прямолинейней:
О дивный град! о чудо света!
Тебя волшебник созидал…

Первая половина 19 века

В целом в первой половине XIX в. был создан образ Петербурга декабристов, города больших надежд и благородных стремлений.
Восторженное отношение на какое-то время сменяется негативным представлением о Санкт-Петербурге, как о городе чиновников, «великолепном граде рабов, казарм, борделей и рабов«.
Возникает мотив любви-ненависти к «Северной Пальмире» П.Якубович:
Ах! любовью болезненно-страстной
Я люблю этот город несчастный.


В творчестве Н.А.Некрасова Санкт-Петербург предстает жестоким и беспощадным, роковым городом, резко противостоящим остальной России (провинции).

Петербург Серебряного Века (конец и начало 20 века)

Лишь с началом Серебряного века появляется принципиально новый, декадентско-символистский образ города. Мистически прекрасным Санкт-Петербург предстал в произведениях А.Блока, В.Иванова, А.Белого и других поэтов.
В то же время в конце XIX века Санкт-Петербург стал общепризнанным центром культурной жизни. Серебряный век ярче всего проявился именно в северной столице. «Город, горькой любовью любимой», «гранитный город славы и беды», – так отзывалась о Санкт-Петербурге А.Ахматова.

Петроград — Ленинград

Послереволюционная эпоха создала принципиально новые образы Санкт-Петербурга–Петрограда. Поэты-эмигранты (В.Иванов, Д.Мережковский, З.Гиппиус) рассматривали родной город в качестве Атлантиды, навсегда погрузившейся в бездну культурного забвения.
Самым ярким в русской поэзии стал образ города-страдальца «Петербург» В.Набокова,

«День памяти Петра» И.Бунина и др.

С наибольшим трагизмом изображала родной город А.Ахматова в «Реквиеме» и «Поэме без героя«.
Петербург–Ленинград в образе близкого и родного существа изображен в стихотворениях С.Маршака, Е.Рейна, В.Кривулина.
И.Бродский так отзывался о своей неразрывной связи с культурной столицей:
Ни страны, ни погоста не хочу выбирать.
На Васильевский остров я приду умирать.

Помимо перечисленных поэтов, в разное время Санкт-Петербургу посвящали свои стихотворения А.Сумароков, Д.Давыдов, Ф.Глинка, Д.Веневитинов, В.Кюхельбекер, И.Тургенев, Ф.Тютчев, А.Фет, Н.Гумилев, Б.Пастернак и многие другие. Образ северной столицы прочно вошел в русскую поэзию и занимает в ней очень важное место.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Close Search Window