Cтрелка Васильевского острова - PITER.SU

Достопримечательности СПб, История, Памятники|

Невозможно представить себе величественную панораму невских берегов, да и весь облик Петербурга, без грандиозного, единственного в своем роде архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова, без «храмоподобной» Биржи, без горделиво возвышающихся Ростральных колонн-маяков. Это один из символов города на Неве, не имеющий аналогов в Европе.

ансамбль Биржевой площади

С окончательным завершением ансамбля Биржевой площади связан почти весь петербургский период жизни и творчества Жана Тома де Томона — замечательного архитектора, живописца и графика, прибывшего в город на Неве в 1800 году и ставшего одним из первых зодчих высокого классицизма наряду с А. Д. Захаровым и А.Н. Воронихиным. Ансамбль Биржи органично связан со шпилем колокольни Петропавловского собора, со зданиями на набережных Большой и Малой Невы. Наиболее сильное впечатление творение Томона производит с Троицкого моста и со стороны Петропавловской крепости, когда все линии набережных сливаются в одну грандиозную, незабываемую панораму и все здания — Эрмитаж, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Биржа, Таможня — кажутся созданными одним вдохновенным гениальным творцом. Ни одной фальшивой ноты, ни одной случайной линии, ничто не нарушает чарующий силуэт, перекличку шпилей, куполов, башен…

Трудно назвать другой пример почти музыкальной гармонии линий и объемов, масс и деталей. И все это — результат огромного такта, чувства меры, понимания масштаба, соразмерности ландшафтной среде, проявленных создателями этой ансамблевой системы, и, быть может, прежде всего Томоном. Ведь именно Стрелка явилась главным, завершающим аккордом в этой архитектурной симфонии. Процесс формирования Стрелки был непростым. Еще в первые годы существования города здесь предполагалось устройство административного и торгового центра. В 1720-е годы сюда с Петровской набережной перевели торговый порт, и здесь же намечалось создание главной городской площади по общему замыслу первого архитектора города Д. Трезини. Тогда и поднялись нарядное, торжественное здание Кунсткамеры и величественный Гостиный двор, к сожалению разобранный в начале XX века (наб. Макарова, д. № 6-8). Несмотря на возведение этих сооружений, Стрелка представляла собой плохо организованное, недостойное центра города пространство. К тому же она страдала от наводнений.

Лишь в конце 1781 года вышел Указ о строительстве Фондовой биржи, проектирование которой начал великий зодчий и художник Дж. Кваренги. Он начал постройку монументального здания на территории близ нынешнего Зоологического музея, ориентируя его на Дворцовую набережную, на Зимний дворец. Это было градостроительной ошибкой. Кваренги был зодчим конца XVIII века, тогда еще не ставили столь больших ансамблевых задач, как впервой четверти XIX века. Кваренги недооценил столь важный фактор, как грандиозные просторы Невы. К 1787 году здание было почти завершено, затем, брошенное, стало ветшать. Наконец в 1801 году за дело энергично взялся Тома де Томон, сразу же определивший основную идею ансамбля с Биржей и Ростральными колоннами. Он верно понял значение ансамбля не только для одной или двух набережных, но и для всего городского центра. Колонны-маяки воспринимались в неразрывном единстве с Биржей, гранитными набережными, пологими спусками и малыми формами архитектуры. Столь совершенного ансамбля в ответственнейшем месте Петербург еще не знал. Недостроенная Биржа Кваренги была снесена.

Все работы по постройке здания, колонн и устройству набережной шли одновременно с 1805 по 1810 год. Композиционный центр ансамбля — здание Биржи, выдержанное в монументальных благородных формах высокого классицизма. Напоминающее античный храм, оно со всех сторон окружено колоннадой дорического ордера и поставлено на мощном гранитном основании с двумя грандиозными по ширине наружными лестницами и пологими пандусами. Это яркий образец синтеза искусств в зодчестве классицизма: на фасаде установлены скульптурные группы из пудостского камня — «Нептун с двумя реками» и «Навигация с Меркурием и двумя реками»; скульптуры украшают и главный зал, перекрытый цилиндрическим сводом. Аллегорическая скульптура образно раскрывает назначение торгового здания. Ростральные колонны усиливают героико-романтическое звучание ансамбля, выражая идею морской славы русской столицы. Это мощные по объему и выразительные по силуэту и цвету монументальные сооружения совершенных пропорций, четко вырисовывающиеся на фоне неба и хорошо видные с далеких перспектив.

Четыре сидящие фигуры – символ русских рек: Волга, Днепр, Волхов и Нева

Архитектор долго работал над решением колонн, совершенствуя их пропорции. Далеко не сразу появился скульптурный декор, без которого уже нельзя представить себе их облик. Могучие сидящие фигуры символизируют великие русские реки — Волгу, Днепр, Волхов и Неву. Они высечены из пудостского камня. Триумфальные колонны-маяки (металлические изображения ростр — носовых частей кораблей — на стволах колонн) — одно из произведений, созданных при участии знаменитого мастера-каменотеса С. К. Суханова, возглавлявшего каменные работы на Стрелке. О значении, которое придавалось этим сооружениям, говорит то, что проектные и строительные работы постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А. Д. Захаровым. Чрезвычайно интересно его замечание на один из вариантов проекта колонны: «Ростральные колонны, или маяки, по конфирмованному масштабу выстроены быть не могут, потому что лестницы в них будут так тесны, что и человек по оной лезть будет не в состоянии, а стены их будут тонки и непрочны». Таким образом, предусматривалось все — и практическое назначение, и художественный облик.

Стрелка Васильевского острова

Не амбиции определяли ход работ, а всеобщий здравый смысл, расчет и, конечно, талант и требовательность к себе автора проекта, считавшегося с дельными замечаниями. Была создана Комиссия по постройке Биржи и «обложению невского берега камнем». Работы на Стрелке начались весной 1804 года, а через год состоялась закладка здания Биржи в присутствии царской семьи. Это был общегородской праздник с торжественным обедом на средства купцов. Проект устройства набережной составил архитектор «императорских водных строений», выдающийся военный инженер И. Герард. Томон очень высоко оценил его труды, как и работу С. К. Суханова. Якоря, корабельные носы, треножники, завершающие колонны, были созданы русскими кузнецами. Сначала Томон хотел сделать статуи рек чугунными, но от этого замысла пришлось отказаться — не нашлось желающих выполнить эту работу.

Ансамбль Стрелки Васильевского острова

В 1810 году все работы на Стрелке были завершены; автор проекта, все участники строительства и чиновники Комиссии щедро награждены. Показательно, что в данном случае архитектура рассматривалась как важное государственное дело. Большую роль сыграла четкая организация всего проектно-строительного процесса, или, как сказали бы сегодня, «взаимодействие всех структур». К сожалению, война с Наполеоном отодвинула открытие Фондовой биржи, которое состоялось летом 1816 года уже без Тома де Томона, умершего в 1813 году. Он мог бы гордиться трудами своих рук, ума и сердца — вторая родина по достоинству оценила его, назвав великим русским зодчим. Неизменна высокая оценка его творения современниками и потомками. Ансамбль Биржи всегда пользуется вниманием художников и поэтов, отсюда начинаются экскурсионные маршруты, здесь место гуляний, а в прежние времена, когда у стен Биржи теснились парусники с товарами, это было одно из живописнейших мест Петербурга.

Стрелка Васильевского острова с высоты птичьего полета

Стрелка Васильевского острова с высоты птичьего полета

Что представляют собой Ростральные колонны?

На могучих ступенчатых основаниях установлены кирпичные дорические колонны со светильниками-треножниками, украшенные носами кораблей с рострами-навершиями (фигурами сирен). У подножия колонн — монументальные гигантские статуи, выполненные по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которых хорошо знал Томон. Самсон Суханов происходил из бедных крестьян Вологодской губернии; после многих интересных приключений он оказался в 1800 году (ему было тогда 32 года) в Петербурге и нашел здесь свое призвание — стал мастером-каменотесом, затем подрядником и купцом. Слава его была легендарной, он сотрудничал с лучшими зодчими Петербурга, затем разорился и умер в безвестности. Ансамбль Стрелки — лучший памятник замечательному самородку. Кроме отмеченных выше в ансамбль Стрелки — Биржевой площади входят: южный и северный пакгаузы Биржи, ориентированные на Большую и Малую Неву. Пакгаузы (закрытые складские сооружения при таможне) были возведены в 1826-1832 годах по проектам архитектора И.Ф. Лукини.

Стрелка Васильевского острова

Стрелка Васильевского острова

Это характерные памятники архитектуры классицизма, существенно дополняющие биржевой ансамбль. Южный пакгауз (Биржевая площадь, д. № 2,— Университетская набережная, д. № 1) построен в соответствии с общим градостроительным замыслом А. Д. Захарова, при этом были использованы части стен старого дворца императрицы Прасковьи Федоровны (1710-е). Здание с великолепной дорической колоннадой в средней части фасада занимает важное место в панораме невских набережных. В конце XIX — начале XX века в нем были осуществлены внутренние перестройки. Здание северного пакгауза (Биржевая площадь, д. № 6,— набережная Макарова, д. № 2) аналогично южному, отличается лишь очертаниями в плане. Неотъемлемым звеном ансамбля Стрелки является и здание Таможни (набережная Макарова, д. № 4), построенное в 1829-1832 годах также по проекту И. Ф. Лукини. Величественное здание в стиле классицизма включило в свой объем стены трезиниевской постройки. О нем очень хорошо сказал художник и историк архитектуры начала XX века Г. К. Лукомский: «Но надо обратить внимание на прелестное сооружение Лукини — Таможню. Портик с фигурами превосходен, купол беден, но идет к линиям фасада. Все здание полно традиций итальянского классицизма и вместе с лестницей, гранитной набережной и стоящими на ней львами образует великолепнейший ансамбль в Старом Петербурге».

Спуск к воде – пристань Стрелки Васильевского острова

Спуск (пристань) был создан в 1806-1809 годах под руководством архитектора И. В. Рогинского одновременно с облицовкой гранитом берега Малой Невы. В биржевой ансамбль можно включить небольшой фрагмент здания грандиозного Гостиного двора, построенного Д. Трезини. Это все, что от него осталось (Тифлисская улица, д. № 1), большая часть сооружения исчезла в начале XX века, когда на его месте появились довольно неуклюжие, маловыразительные здания. Петербуржцы с восторгом восприняли новый архитектурный ансамбль. Некий литератор писал: «Столица наша превратится вскорости в Новые Фивы; позднее потомство будет спорить: люди или исполины создали град сей? Честь и слава гражданину Суханову!» В зданиях Стрелки находятся следующие учреждения: в здании Биржи — Центральный Военно-морской музей (переехал), в южном пакгаузе — Зоологический музей, а в северном — институты Академии наук. В бывшей Таможне — воспетый А. Блоком Пушкинский дом — Институт русской литературы и чрезвычайно интересная экспозиция Литературного музея. Партерный сквер был создан в 1926 году по проекту главного архитектора города Л.А.Ильина. Наиболее интересные изображения ансамбля принадлежат выдающемуся художнику-графику А. П. Остроумовой-Лебедевой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close Search Window
Заходите)